ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ПОДРАЖАЮТ ГЕРОЯМ СЕРИАЛОВ?

Подражание – особый вид обучения и один из самых важных механизмов усвоения ребёнком человеческого опыта. Эта модель поведения возникает с первых месяцев жизни и, в той или иной форме, функционирует всегда. Главным источником разнообразного материала для подражания является для ребёнка взрослый, но иногда в этой роли могут выступать и сверстники. Уже на втором–третьем году жизни дети охотно подражают друг другу.

О том, почему подростки подражают героям сериалов, рассказала Людмила Саулина, психолог, эксперт Федерального центра «Профилактика» Института воспитания, лектор Российского общества «Знание».

Механизм подражания заложен в нас природой. У людей в головном мозге есть специальный вид нервных клеток, отвечающий за повторение – зеркальные нейроны. Их существует два типа: одни отвечают за копирование движений, вторые связаны с эмпатией, сопереживанием, состраданием и позволяют испытывать те же эмоции, что и другой человек.

Подражание:

  • влияет на формирование интеллекта и личности ребёнка;
  • помогает осваивать нормы социальной жизни;
  • приобретать способы поведения, принятого в его окружении.

Благодаря подражанию, ребёнок усваивает традиции, культурные правила, ценности общества, учится ориентироваться в различных ситуациях и усваивает нормы общения с разными людьми. Кроме того, подражание помогает узнать другого человека и вместе с этим сформировать представление о себе: «А какой я? Какими возможностями обладаю? Что могу? Какое мое место в жизни и обществе?»

Подражание служит механизмом научения. Через наблюдение, имитацию и идентификацию дети обучаются: заимствуют мысли, чувства или действия у другой личности, выступающей в качестве модели. Ребёнок может вообразить себя на месте другого человека или героя, например, сериала или книги и испытыть сочувствие, соучастие, симпатию.

Так как подражание служит механизмом социального взаимодействия, то первым примером являются родители. Именно мать показывает ребенку первый пример человеческих отношений, что играет решающую роль в социализации ребенка.

Механизмы подражания зависят от возрастных особенностей:

  1. В детском возрасте дети копируют мимику и пантомимику: высовывание языка, открывание/закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук, хлопков в ладоши и так далее.
  2. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети копируют поведение родителей и других значимых фигур в разных ситуациях именно через смысловую составляющую. Только показывают эти модели поведения через игры, рисунки, сказки. В игре ребёнок имитирует поведение, которое передаёт смысл ситуации.
  3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится поиск себя (личностная идентификация): «Кто я? Какой я?». Общение со сверстниками и поиск своего места в обществе. Подражательное поведение имеет большое значение, чтобы не быть изолированным, отвергнутым — каждый человек, особенно подросток, хочет быть принятым в обществе, чувствовать свою значимость. Поэтому, зачастую, подростки копируют поведение успешных личностей, чтобы идентифицировать себя с ними и чувствовать самореализованность: «Я такой же, как известный блогер, значит я успешный и популярный».

Герои фильмов, книг, звезды, блогеры и иные кумиры дают подросткам модели решения негативных жизненных ситуаций. Подросток идентифицирует себя, например, с героем фильма, который попадает в похожую ситуацию и находит из неё выход. Такой способ может быть копирован подростками. Важно в данной ситуации, чтобы это были эффективные, а не деструктивные модели поведения.

Важно помнить, что в подростковом возрасте происходит сепарация от родителей, ребёнок пытается понять, какой он в отрыве от родителей, стремится почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Ему хочется подчеркнуть свою независимость, примерить различные ценности и правила, а не только те, что прививали в семье.

Через копирование поведения различных личностей дети и подростки познают себя, они экспериментируют с внешним видом, с разными моделями общения и поведения, чтобы понять подходит ли им эта ролевая модель или нет.

Зачастую, наличие кумира или фигуры, которой подражает подросток, носит компенсаторный характер. Например, для подростка важно реализовать свою мужественность, быть лидером, популярным. Но в жизни эти потребности не удовлетворены. У него нет друзей, в классе его особо не замечают, он скорее изолирован от коллектива, нежели лидер. Тогда он находит среди музыкантов, актёров, выдуманных персонажей кого-то, у кого эти же потребности реализованы, и начинает копировать этого человека, чтобы стать популярнее.

Если подростки копируют отрицательных героев или разные виды девиантного поведения, важно задуматься над тем, а что они получают в результате копирования, какие потребности у подростка не удовлетворены. Данных героев чаще всего копируют предрасположенные к девиантному поведению подростки. При разговоре с ребёнком можно обсудить альтернативные варианты удовлетворения его потребности. Если копирование отрицательной модели продолжается длительное время, лучше посоветоваться с психологом.

Наши партнеры