ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ КОПИРУЮТ ПОВЕДЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ?

Подражание – один из самых важных механизмов усвоения ребёнком человеческого опыта, а также вид обучения, при котором определённые образы и персонажи становятся эталонными для ребёнка. Он пытается повторить поведение героев, изменить свой образ, научиться так же разговаривать. В подражании нет ничего плохого, это нормальный этап взросления. Но что делать родителям, если ребёнок начал брать пример с отрицательного персонажа?

О том, как действовать родителям, рассказала Людмила Саулина, психолог, эксперт Федерального центра «Профилактика» Института воспитания, лектор Российского общества «Знание».

Девиантные формы поведения копируют дети, изначально предрасположенные к такой форме самовыражения. Они не могут реализоваться в своём окружении и удовлетворить свои социальные потребности приемлемыми способами, поэтому выбирают кумиров, чтобы проживать то, что не получается в обычной жизни.

Поэтому задача родителей и педагогов – помочь детям найти социально приемлемые способы удовлетворения потребностей.

Как это сделать?

Узнать, что ребёнку нравится в личности кумира, и определить «болевые точки». Стоит внимательно слушать рассказ ребёнка и обращать внимание на его переживания и эмоции. Во время диалога не нужно давать советов и объяснять, что хорошо, а что плохо, лучше просто выслушать ребёнка. Такой разговор усилит эмоциональную связь и вызовет доверие.

Если ребёнку сложно выразить свои чувства и эмоции, оценить личность кумира, можно использовать проективные методики. Например, игровые практики, рисование или создание сказок. Особенно это подходит детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Важно проявить интерес к личности кумира, постараться понять чувства ребёнка, а также поддержать его. Нельзя осуждать, запрещать смотреть сериал или фильм, слушать музыку. Лучше всего устроить совместный просмотр, а после него обсудить увиденное. Стоит спросить, какие качества привлекают вашего ребёнка в кумире, чем они похожи и чем отличаются.

Можно задать вопросы:

  1. Какие качества у героев фильма можно назвать положительными / отрицательными?
  2. Какие риски могут возникнуть у героя с подобными качествами?
  3. Какие у героя взаимоотношения с другими персонажами?
  4. Почему герои совершают те или иные поступки?

Возможны различные варианты обсуждения. Но когда вы увидите и услышите, что беспокоит и важно для конкретно вашего ребёнка, вы поймете, как ему помочь.

После того как родители показали, что разделяют ценности ребёнка, стоит обсудить поведение персонажа и его связь с другими героями. Взрослым важно подсветить отрицательные качества героя, чтобы у ребёнка возникли сомнения в выборе примера для подражания.

Во время разговора будет полезно использовать техники «Активного слушания», стараться избегать строгого тона и давления. Ребёнок лучше реагирует, если его собеседник задаёт вопросы и интересуется его мнением.

Будет здорово, если родители смогут найти антипода кумиру ребёнка. Здесь важно показать, в чем различие в поведении двух героев. Ведь из любой ситуации можно найти социально приемлемое решение. Можно провести дискуссию о том, чей способ эффективнее и почему.

После беседы, поддержки родителей и возникновения сомнений у ребёнка важно сформировать альтернативные способы самореализации. Начать можно прямо с фраз: «Мне кажется, тебе одиноко», «Тебе важно быть лидером, чувствовать мужественность». После чего предложить способы решения его проблемы.

Например, можно вместе поискать, какие есть доступные кружки, если ребёнок демонстративен, предложите ему изучить соответствующие профессии, если ребёнку одиноко, но он очень любит природу, вместе найдите сообщество, которое заботится об экологии, если ему сложно общаться со сверстниками, поищите курсы развития навыков общения и так далее.

После выбора секций и кружков стоит организовать программу развития мягких навыков, управления эмоциями, чтобы детям было легче общаться друг с другом.

Если видите признаки кризисного состояния, социально-психологической дезадаптации, рискованного, зависимого, противоправного, суицидального, самоповреждающего, агрессивного поведения, стоит обратиться к специалистам.

Наши партнеры