КАК ЗАЩИТИТЬ ПОДРОСТКА ОТ ОПАСНОСТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ?

Сегодня существенная часть нашей жизни проходит в интернете. Мы общаемся с друзьями в социальных сетях, ищем информацию на различных веб-сайтах, совершаем покупки, смотрим фильмы и читаем книги. Но так ли полезна и безопасна Всемирная паутина? Людмила Саулина, психолог, эксперт Федерального центра «Профилактика» Института воспитания, лектор Российского общества «Знание», помогла в этом разобраться.

«Помимо общения, развлечений, образования, в интернете много общеизвестных опасностей: манипуляции, фейковые новости, недостоверная информация, мошенники, опасные рассылки и многое другое», – уверена эксперт.

Больше всего опасностям в интернете подвержены подростки. В возрасте от 11 до 18 лет дети воспринимают многие события острее и эмоциональнее.

Особенности психики подростков:

  • одиночество;
  • нестабильная самооценка;
  • импульсивные поступки;
  • недостаточно опыта, чтобы справиться с проблемами самостоятельно.

Как мошенники влияют на подростков?

  1. Вливаются в доверие. Манипуляторы в интернете выстраивают общение таким образом, чтобы подросток начал им доверять.
  2. Воздействуют на «болевые точки». Если ребёнка обижают одноклассники, манипулятор разжигает ещё больше вражды, обвиняя сверстников в непристойном поведении. Таким образом, действия мошенника направлены на поддержание негативного состояния подростка.
  3. Манипулируют. Мошенники пользуются неокрепшей самооценкой подростка, чтобы заставить его что-либо сделать. Они могут использовать фразы: «Ты герой или изгой?», «Не будь серой массой, которая тебя отвергла».
  4. Держат коммуникацию в тайне и запрещают обсуждать их разговоры с кем-либо.

Кто наиболее подвержен манипуляциям?

Дети, у которых есть проблемы в классе, мало друзей или кризис в отношениях с товарищами. Под влияния манипуляторов могут попасть и те, у кого происходят серьёзные перемены в жизни. Например, дети, которые переехали в другой город.

Что делать, чтобы защитить ребёнка от опасностей?

  • Рассказывать, что такое манипуляции, какими они бывают.
  • Развивать критическое мышление и эмоциональный интеллект, чтобы ребёнок смог определить манипуляцию на ранней стадии.
  • Рассказать ребёнку о телефоне доверия: 8 800 2000 122.
  • Способствовать социальной адаптации и самореализации.
  • Расширять круг поддержки, чтобы подросток знал, к кому можно обратиться в сложной ситуации.

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ПОДРАЖАЮТ ГЕРОЯМ СЕРИАЛОВ?

Подражание – особый вид обучения и один из самых важных механизмов усвоения ребёнком человеческого опыта. Эта модель поведения возникает с первых месяцев жизни и, в той или иной форме, функционирует всегда. Главным источником разнообразного материала для подражания является для ребёнка взрослый, но иногда в этой роли могут выступать и сверстники. Уже на втором–третьем году жизни дети охотно подражают друг другу.

О том, почему подростки подражают героям сериалов, рассказала Людмила Саулина, психолог, эксперт Федерального центра «Профилактика» Института воспитания, лектор Российского общества «Знание».

Механизм подражания заложен в нас природой. У людей в головном мозге есть специальный вид нервных клеток, отвечающий за повторение – зеркальные нейроны. Их существует два типа: одни отвечают за копирование движений, вторые связаны с эмпатией, сопереживанием, состраданием и позволяют испытывать те же эмоции, что и другой человек.

Подражание:

  • влияет на формирование интеллекта и личности ребёнка;
  • помогает осваивать нормы социальной жизни;
  • приобретать способы поведения, принятого в его окружении.

Благодаря подражанию, ребёнок усваивает традиции, культурные правила, ценности общества, учится ориентироваться в различных ситуациях и усваивает нормы общения с разными людьми. Кроме того, подражание помогает узнать другого человека и вместе с этим сформировать представление о себе: «А какой я? Какими возможностями обладаю? Что могу? Какое мое место в жизни и обществе?»

Подражание служит механизмом научения. Через наблюдение, имитацию и идентификацию дети обучаются: заимствуют мысли, чувства или действия у другой личности, выступающей в качестве модели. Ребёнок может вообразить себя на месте другого человека или героя, например, сериала или книги и испытыть сочувствие, соучастие, симпатию.

Так как подражание служит механизмом социального взаимодействия, то первым примером являются родители. Именно мать показывает ребенку первый пример человеческих отношений, что играет решающую роль в социализации ребенка.

Механизмы подражания зависят от возрастных особенностей:

  1. В детском возрасте дети копируют мимику и пантомимику: высовывание языка, открывание/закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук, хлопков в ладоши и так далее.
  2. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети копируют поведение родителей и других значимых фигур в разных ситуациях именно через смысловую составляющую. Только показывают эти модели поведения через игры, рисунки, сказки. В игре ребёнок имитирует поведение, которое передаёт смысл ситуации.
  3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится поиск себя (личностная идентификация): «Кто я? Какой я?». Общение со сверстниками и поиск своего места в обществе. Подражательное поведение имеет большое значение, чтобы не быть изолированным, отвергнутым — каждый человек, особенно подросток, хочет быть принятым в обществе, чувствовать свою значимость. Поэтому, зачастую, подростки копируют поведение успешных личностей, чтобы идентифицировать себя с ними и чувствовать самореализованность: «Я такой же, как известный блогер, значит я успешный и популярный».

Герои фильмов, книг, звезды, блогеры и иные кумиры дают подросткам модели решения негативных жизненных ситуаций. Подросток идентифицирует себя, например, с героем фильма, который попадает в похожую ситуацию и находит из неё выход. Такой способ может быть копирован подростками. Важно в данной ситуации, чтобы это были эффективные, а не деструктивные модели поведения.

Важно помнить, что в подростковом возрасте происходит сепарация от родителей, ребёнок пытается понять, какой он в отрыве от родителей, стремится почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Ему хочется подчеркнуть свою независимость, примерить различные ценности и правила, а не только те, что прививали в семье.

Через копирование поведения различных личностей дети и подростки познают себя, они экспериментируют с внешним видом, с разными моделями общения и поведения, чтобы понять подходит ли им эта ролевая модель или нет.

Зачастую, наличие кумира или фигуры, которой подражает подросток, носит компенсаторный характер. Например, для подростка важно реализовать свою мужественность, быть лидером, популярным. Но в жизни эти потребности не удовлетворены. У него нет друзей, в классе его особо не замечают, он скорее изолирован от коллектива, нежели лидер. Тогда он находит среди музыкантов, актёров, выдуманных персонажей кого-то, у кого эти же потребности реализованы, и начинает копировать этого человека, чтобы стать популярнее.

Если подростки копируют отрицательных героев или разные виды девиантного поведения, важно задуматься над тем, а что они получают в результате копирования, какие потребности у подростка не удовлетворены. Данных героев чаще всего копируют предрасположенные к девиантному поведению подростки. При разговоре с ребёнком можно обсудить альтернативные варианты удовлетворения его потребности. Если копирование отрицательной модели продолжается длительное время, лучше посоветоваться с психологом.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ КОПИРУЮТ ПОВЕДЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ?

Подражание – один из самых важных механизмов усвоения ребёнком человеческого опыта, а также вид обучения, при котором определённые образы и персонажи становятся эталонными для ребёнка. Он пытается повторить поведение героев, изменить свой образ, научиться так же разговаривать. В подражании нет ничего плохого, это нормальный этап взросления. Но что делать родителям, если ребёнок начал брать пример с отрицательного персонажа?

О том, как действовать родителям, рассказала Людмила Саулина, психолог, эксперт Федерального центра «Профилактика» Института воспитания, лектор Российского общества «Знание».

Девиантные формы поведения копируют дети, изначально предрасположенные к такой форме самовыражения. Они не могут реализоваться в своём окружении и удовлетворить свои социальные потребности приемлемыми способами, поэтому выбирают кумиров, чтобы проживать то, что не получается в обычной жизни.

Поэтому задача родителей и педагогов – помочь детям найти социально приемлемые способы удовлетворения потребностей.

Как это сделать?

Узнать, что ребёнку нравится в личности кумира, и определить «болевые точки». Стоит внимательно слушать рассказ ребёнка и обращать внимание на его переживания и эмоции. Во время диалога не нужно давать советов и объяснять, что хорошо, а что плохо, лучше просто выслушать ребёнка. Такой разговор усилит эмоциональную связь и вызовет доверие.

Если ребёнку сложно выразить свои чувства и эмоции, оценить личность кумира, можно использовать проективные методики. Например, игровые практики, рисование или создание сказок. Особенно это подходит детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Важно проявить интерес к личности кумира, постараться понять чувства ребёнка, а также поддержать его. Нельзя осуждать, запрещать смотреть сериал или фильм, слушать музыку. Лучше всего устроить совместный просмотр, а после него обсудить увиденное. Стоит спросить, какие качества привлекают вашего ребёнка в кумире, чем они похожи и чем отличаются.

Можно задать вопросы:

  1. Какие качества у героев фильма можно назвать положительными / отрицательными?
  2. Какие риски могут возникнуть у героя с подобными качествами?
  3. Какие у героя взаимоотношения с другими персонажами?
  4. Почему герои совершают те или иные поступки?

Возможны различные варианты обсуждения. Но когда вы увидите и услышите, что беспокоит и важно для конкретно вашего ребёнка, вы поймете, как ему помочь.

После того как родители показали, что разделяют ценности ребёнка, стоит обсудить поведение персонажа и его связь с другими героями. Взрослым важно подсветить отрицательные качества героя, чтобы у ребёнка возникли сомнения в выборе примера для подражания.

Во время разговора будет полезно использовать техники «Активного слушания», стараться избегать строгого тона и давления. Ребёнок лучше реагирует, если его собеседник задаёт вопросы и интересуется его мнением.

Будет здорово, если родители смогут найти антипода кумиру ребёнка. Здесь важно показать, в чем различие в поведении двух героев. Ведь из любой ситуации можно найти социально приемлемое решение. Можно провести дискуссию о том, чей способ эффективнее и почему.

После беседы, поддержки родителей и возникновения сомнений у ребёнка важно сформировать альтернативные способы самореализации. Начать можно прямо с фраз: «Мне кажется, тебе одиноко», «Тебе важно быть лидером, чувствовать мужественность». После чего предложить способы решения его проблемы.

Например, можно вместе поискать, какие есть доступные кружки, если ребёнок демонстративен, предложите ему изучить соответствующие профессии, если ребёнку одиноко, но он очень любит природу, вместе найдите сообщество, которое заботится об экологии, если ему сложно общаться со сверстниками, поищите курсы развития навыков общения и так далее.

После выбора секций и кружков стоит организовать программу развития мягких навыков, управления эмоциями, чтобы детям было легче общаться друг с другом.

Если видите признаки кризисного состояния, социально-психологической дезадаптации, рискованного, зависимого, противоправного, суицидального, самоповреждающего, агрессивного поведения, стоит обратиться к специалистам.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РЕАГИРОВАТЬ НА ШАНТАЖ?

Что делать взрослым, чтобы защитить ребёнка от провокаторов и манипуляторов? За последние несколько дней в Сети активно начала распространяться информация о том, что в мессенджерах манипуляторы склоняют взрослых и детей к терроризму и различным противоправным действиям.

Предупредите ребёнка о том, что:

  • нельзя отвечать на звонки и сообщения от незнакомых номеров;
  • стоит насторожиться, если неизвестный просит сохранить переписку в секрете;
  • противоправные действия уголовно преследуемы;
  • если его что-то тревожит, важно обратиться с проблемой к взрослым.

Родителям и педагогам важно обращать внимание, если ребёнок значительно изменился в поведении, появился новый нестандартный круг интересов, обратитесь за консультацией и помощью к специалистам (психологам, социальным педагогам, классным руководителям). Они помогут вместе разобраться в ситуации и своевременно предупредить негативные последствия.

Как реагировать ребёнку, если его шантажируют?

  1. Столкнуться с шантажом – серьёзный и негативный опыт для пользователей разных возрастов, особенно для детей. Так как ситуация является сильным стрессом, у ребёнка должны быть простые и чёткие инструкции поведения.
  2. Необходимо объяснить ребёнку, что ни в коем случае не следует выполнять требования манипулятора и вступать с ним в коммуникацию. Игнорирование – главный инструмент безопасного поведения, который сохраняет дистанцию и даёт время для фиксации шантажа.
  3. Если шантаж произошёл в интернете, ребёнку стоит сделать скриншоты всех сообщений, а также собрать данные о манипуляторе (имя, фамилия, идентификатор страницы, то есть «id»).
  4. Если шантаж произошёл по телефону, необходимо записать номер и время звонка.
  5. После сбора данных, ребёнку следует завершить разговор с манипулятором и заблокировать его. Необходимо заранее объяснить ребёнку, как это сделать.
  6. После блокировки нужно сообщить о случившемся и передать сохранённые материалы взрослым. Ребёнку важно показать доверие и готовность помочь.

Что делать, если ребёнку написали с противозаконным предложением?

Если вы узнали, что ребёнку пишет незнакомец, он стал жертвой угроз, шантажа, следует как можно скорее принять меры. Об алгоритме действий рассказали специалисты Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды:

  • заранее проинформировать ребёнка;
  • обращать внимание на изменения в поведении ребенка;
  • сообщить о случившемся в полицию;
  • обсудить с ребёнком ситуацию, поддержать и выслушать;
  • не оставлять ребёнка в одиночестве;
  • следовать инструкциям правоохранительных органов;
  • обеспечить дополнительную защиту;
  • обратиться за помощью профессионалов — психолога или социального работника;
  • поддерживать связь с учебным заведением;
  • сохранять бдительность.

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС ВОИ ПО СОЗДАНИЮ ВИДЕОРОЛИКОВ «МЫ МОЖЕМ ВСЁ!»

Стартует прием заявок на конкурс видеороликов ВОИ «Мы можем ВСЁ!». Цель конкурса — популяризация достижений людей с инвалидностью среди широкой общественности, привлечение инвалидов к активному образу жизни.

Принять участие в конкурсе могут все желающие: как любители, так и профессионалы кадра.

Тематика конкурса: мотивирующие видеоролики о жизни людей с инвалидностью по теме спорта, творчества, хобби, учебы, рабочих и семейных будней.

Конкурс проводится по четырем номинациям.

1. «Короткие ролики»
Это видеоролики вертикального формата (VK-Клипы, Shorts и пр.) на любую тему, связанную с инвалидностью. Длительность — до 30 секунд.

2. «Спорт – наша жизнь»
В спортивной номинации участвуют видео горизонтального формата. В этой номинации важно раскрыть тему значения спорта в жизни человека с инвалидностью, показать, что инвалидность – не преграда для занятий физической культурой и только укрепляет характер. Длительность — от 31 секунды до 2 минут.

3. «Через тернии к звездам»
«Через тернии к звездам» — вдохновляющие и мотивирующие людей с инвалидностью видео. Они могут дать толчок к достижениям любых личных целей: творческих, духовных, образовательных, профессиональных. Видео принимаются в горизонтальном формате. Длительность — от 31 секунды до 2 минут.

4.«Любимое дело»
В номинации «Любимое дело» — видеоролики горизонтального формата на тему работы, творческого увлечения или хобби. Тех творческих и профессиональных увлечений, которые являются неотъемлемой частью жизни и помогают реализовать себя. В ролике необходимо показать свой личный путь и достижения на выбранной стезе. Длительность — от 31 секунды до 2 минут.

Контент обязательно должен соответствовать заявленной номинации, ролик должен быть полезным, мотивирующим приводить интересный опыт, который могут применить зрители с инвалидностью. Жюри будет оценивать также уровень мотивации для людей с инвалидностью к активному образу жизни, качество и динамичность.

Срок окончания приема заявок на конкурс — 1 июня. До 30 июня 2024 года жюри подведет итоги конкурса и определит лучшие работы. По три победителя в каждой номинации получат дипломы и денежные призы.

Подробнее о технических требованиях к видеороликам и других условиях участия можно узнать в Положении конкурса.

По условиям конкурса можно направить не более двух заявок. В каждой из них может содержаться только один видеоролик.

Форма для заполнения заявки здесь.

Дополнительную информацию о конкурсе можно получить, задав вопрос: uos@voi.ru

Наши партнеры