МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАЧИМОСТИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ (УТВЕРЖДЕНЫ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ПРИКАЗ № 46 ОТ 01.02.2018Г.)

Приложение

к приказу Министерства

труда и социальной защиты

Российской Федерации

от _01_февраля 2018 г. № __46____

Методические рекомендации для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций

  1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации помощи специалистам органов службы занятости населения и иных организаций, осуществляющих профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству инвалидов, по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций, для рационального подбора инвалидам рабочих мест в соответствии с оптимальными видами трудовой и профессиональной деятельности, нерекомендуемыми и рекомендуемыми условиями труда, а также работодателям для создания работающим на предприятиях и в организациях инвалидам соответствующих условий труда и рабочих мест (в том числе специальных и квотированных).
  2. Настоящие методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая при этом возможность трудоустройства инвалидов по любым профессиям и должностям в зависимости от индивидуальных потребностей, возможностей и квалификации каждого инвалида.
  3. Рациональный подбор инвалидам оптимальных видов трудовой и профессиональной деятельности, создание соответствующих условий труда должны исключать производственные операции, физические и сенсорные нагрузки, режимы и условия труда, которые могут ухудшить состояние здоровья инвалида.
  4. Оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для инвалидов, использование на рабочих местах инвалидов вспомогательных и технических средств должны обеспечить возможность беспрепятственного выполнения инвалидами трудовых операций.

ИПРА инвалида – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности[1].

Форма, а также порядок разработки и реализации ИПРА инвалида утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

ИПРА инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПРА носит для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом[2].

6. Оптимальные для инвалида виды трудовой и профессиональной деятельности, а также рекомендуемые и нерекомендуемые ему условия труда определяются соотношением следующих основных факторов:

а) профессиональных и личностных (основная профессия (специальность), стаж работы, квалификация (класс, разряд, категория, звание), выполняемая работа на момент проведения МСЭ (должность, профессия, специальность, квалификация, стаж работы по указанной должности, профессии, специальности), сведения о длительности периода, в течение которого инвалид не работает, трудовая направленность, сведения об учете инвалида в службе занятости населения);

б) медико-социальных (стойкие нарушения функций организма и степень их выраженности, ограничения категорий жизнедеятельности, в том числе ограничение способности к трудовой деятельности, и степень их выраженности).

9. С позиции медико-социальных факторов основным условием определения оптимальных для инвалида видов трудовой и профессиональной деятельности и создания соответствующих условий труда является анализ имеющихся у инвалида стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приводящих к инвалидности.

а) нарушение функции зрения;

б) нарушение функции слуха;

в) нарушение одновременно функций зрения и слуха;

г) нарушение функций верхних конечностей;

д) нарушение функций нижних конечностей;

е) нарушение функций опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски;

ж) нарушение интеллекта;

з) нарушение языковых и речевых функций;

и) нарушение функции сердечно-сосудистой системы;

к) нарушение функции дыхательной системы;

л) нарушение функции пищеварительной системы;

м) нарушения функций эндокринной системы и метаболизма;

н) нарушения функций системы крови и иммунной системы;

о) нарушение мочевыделительной функции;

п) нарушения функций кожи и связанных с ней систем;

р) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством.

Выделяют 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека[3]:

I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма человека;

II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека;

III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма человека;

IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека.

У инвалида могут иметься стойкие нарушения функций организма II-IV степени (умеренные, выраженные, значительно выраженные).

Также может иметься нарушение одной функции организма определенной степени выраженности или комбинация нескольких нарушенных функций различной степени выраженности в зависимости от имеющихся проблем со здоровьем.

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности: 1, 2 и 3.

У инвалида могут иметься ограничения в различных категориях жизнедеятельности в зависимости от имеющихся стойких нарушений функций организма.

13. Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида указаны в соответствующем разделе ИПРА инвалида.

Учреждение МСЭ при разработке ИПРА выносит решение о нуждаемости инвалида в проведении указанных мероприятий.

Содержание мероприятий устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения.

а) мероприятия по профессиональной ориентации;

б) мероприятия по содействию в трудоустройстве;

в) рекомендации         по           условиям             труда           инвалида (нуждаемость в дополнительных перерывах, доступность видов трудовой деятельности в тех или иных условиях труда);

г) рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида;

д) рекомендации        по      производственной      адаптации (социально-психологическая, социально-производственная адаптация).

15. Мероприятия по профессиональной ориентации могут быть рекомендованы учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет и инвалидам старше 18 лет, не имеющим профессии (специальности), либо неработающим инвалидам, утратившим профессию (специальность) вследствие стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приведших к инвалидности, у которых по результатам экспертно-реабилитационной диагностики, проведенной в учреждении МСЭ, выявлены проблемы в области профессионального самоопределения, с целью дальнейшей организации специалистами органов службы занятости населения следующих мероприятий:

а) выявление      круга      профессиональных      наклонностей    и    сферы профессиональных интересов;

б) оказание       помощи          в     разработке      профессиональных планов и профессиональных маршрутов;

в) коррекция    профессиональных    интересов    с    возможностью последующего выбора сферы деятельности (профессии, специальности), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

При реализации указанных мероприятий специалистам органов службы занятости населения рекомендуется применять информацию о рынке труда, доступную, в том числе в информационно-аналитической системе «Общероссийская база вакансий «Работа в России».

16. Мероприятия по содействию в трудоустройстве могут быть рекомендованы учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет, имеющим желание вступить в трудовые отношения, и инвалидам старше 18 лет, не имеющим профессии (специальности), либо неработающим инвалидам, утратившим профессию (специальность) вследствие стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, приведших к инвалидности, у которых по результатам проведенной в учреждении МСЭ экспертно-реабилитационной диагностики выявлена положительная трудовая мотивация с целью дальнейшей организации специалистами органов службы занятости населения мероприятий по подбору инвалиду рабочего места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке, полученным знаниям с учетом имеющихся нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности и их степеней.

Реализация специалистами органов службы занятости населения указанных мероприятий должна, в том числе включать мероприятия по содействию в размещении резюме инвалидов в информационно-аналитической системе «Общероссийская база вакансий «Работа в России».

17. Мероприятия по профессиональной ориентации и содействию в трудоустройстве осуществляются специалистами органов службы занятости населения после установления оптимальных для конкретного инвалида видов трудовой и профессиональной деятельности, а также рекомендуемых и не рекомендуемых инвалиду видов и условий труда.

  1. Нуждаемость в дополнительных перерывах может быть рекомендована учреждением МСЭ инвалидам с целью обеспечения возможности:

а) дополнительного    отдыха   при      невозможности      осуществления непрерывной трудовой и профессиональной деятельности в течение рабочей смены с установленными общим графиком перерывами в связи с нарушениями функций организма;

б) приема лекарственных препаратов, в том числе в инъекционной форме;

в) соблюдения специальной диеты;

г) замены    отдельных     видов     технических     средств   реабилитации (абсорбирующее белье, специальные средства при нарушении функции выделения и т.д.) и осуществления гигиенических процедур;

д) с иными целями, связанными с состоянием здоровья инвалида.

В случае нуждаемости инвалида в дополнительных перерывах это должно быть учтено как специалистами органов службы занятости населения при реализации мероприятий по профессиональной ориентации и по содействию в трудоустройстве, так и работодателями при создании инвалидам соответствующего режима труда.

  1. Рекомендации о доступности видов трудовой деятельности в тех или иных условиях труда могут быть предоставлены учреждением МСЭ детям-инвалидам с 14 лет, имеющим желание вступить в трудовые отношения или работающим, и неработающим или работающим инвалидам старше 18 лет.
  2. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.                    № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасностиподразделяются на 4 класса: оптимальные                  (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы: 3.1 – вредные условия труда 1 степени, 3.2 – вредные условия труда 2 степени, 3.3 – вредные условия труда 3 степени, 3.4 – вредные условия труда 4 степени) и опасные (4 класс).

Вредные и (или) опасные факторы производственной среды подразделяются на физические, химические и биологические.

К вредным и (или) опасным факторам трудового процесса относятся тяжесть трудового процесса и напряженность трудового процесса.

а) для инвалидов с 1 степенью ограничения способности к трудовой деятельности могут быть доступны виды трудовой деятельности в оптимальных (1 класс), допустимых (2 класс) или вредных (подкласс 3.1 класса 3) условиях труда.

При этом рекомендации о возможности осуществления видов трудовой деятельности во вредных условиях труда 1 степени (подкласс 3.1 класса 3) должны предоставляться инвалиду с 1 степенью ограничения способности к трудовой деятельности индивидуально в зависимости от конкретных видов осуществляемой (планируемой) трудовой деятельности;

б) для инвалидов со 2 степенью ограничения способности к трудовой деятельности могут быть доступны виды трудовой деятельности в оптимальных (1 класс) или допустимых (2 класс) условиях труда с частичной помощью других лиц;

в) для инвалидов с 3 степенью ограничения способности к трудовой деятельности при наличии мотивации для продолжения трудовой деятельности и благоприятном трудовом прогнозе могут быть доступны отдельные виды трудовой деятельности в оптимальных (1 класс) условиях труда со значительной помощью других лиц.

Для всех инвалидов независимо от имеющихся у них стойких нарушений функций организма и ограничения основных категорий жизнедеятельности должны быть исключены условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Для всех инвалидов независимо от имеющихся у них стойких нарушений функций организма и ограничений основных категорий жизнедеятельности должны быть созданы оптимальные или допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам, а также предусмотрены работа с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой (в отдельных случаях с выраженной физической нагрузкой), работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела (в отдельных случаях — стоя или с возможностью ходьбы), работа, не связанная со значительными перемещениями (переходами), а также рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям.

Допускаются и другие характеристики видов трудовой деятельности в зависимости от состояния здоровья, стойких нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности, группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), основной профессии (специальности), рабочего места, на которое трудоустраивается (трудоустроен) конкретный инвалид и иных факторов.

а) инвалидам по зрению — слабовидящим;

б) инвалидам по зрению — слепым (незрячим);

в) инвалидам с одновременным нарушением функции зрения и слуха (слепоглухим);

г) инвалидам по слуху — слабослышащим;

д) инвалидам по слуху — глухим;

е) инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

ж) инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках.

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от                   19 ноября 2013 г. № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Перечень вспомогательных и технических средств для оборудования специальных рабочих мест для инвалидов в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9999-2014 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология» утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 сентября                         2014 г. № 1177-ст.

26. Рекомендации по производственной адаптации (нуждаемость в проведении социально-психологической, социально-производственной адаптации) предоставляются учреждением МСЭ по результатам проведенной экспертно-реабилитационной диагностики после установления возможности выполнения конкретным инвалидом прежней трудовой и профессиональной деятельности в измененных условиях труда либо установления необходимости формирования у инвалида новых трудовых и профессиональных навыков в соответствии с нарушенными функциями его организма и ограничениями жизнедеятельности.

Реализаций мероприятий по производственной адаптации органами службы занятости населения и работодателями осуществляется с учетом оптимальных для инвалида с теми или иными нарушениями функций организма видов трудовой и профессиональной деятельности и видов трудовой и профессиональной деятельности, выполнение которых может быть для него затруднено, при условии возможности создания соответствующих условий труда и (или) оборудования (оснащения) рабочего места инвалида соответствующим образом.

27. Алгоритм реализации специалистами органов службы занятости населения мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации должен носить адресный и индивидуальный характер, направленный на профессиональную реабилитацию или абилитацию конкретного инвалида.

28. Реализация специалистами органов службы занятости населения мероприятий по профессиональной абилитации инвалидов, впервые ищущих работу (ранее не работавших), должна начинаться:

а) для инвалидов-выпускников образовательных организаций — с профессиональной ориентации с целью подбора сферы и вида деятельности в соответствии с их профессиональным образованием, умениями, особенностями их здоровья и ограничениями жизнедеятельности, а также содействия в приобретении практического опыта работы путем организации стажировки как на рабочем месте по полученной квалификации в результате освоения основной профессиональной образовательной программы (по направлению подготовки или специальности высшего образования, специальности среднего профессионального образования, профессии начального профессионального образования), так и на рабочем месте по освоенной области профессиональной деятельности по родственным направлениям подготовки или специальностям высшего образования, родственным специальностям среднего профессионального образования;

б) для инвалидов, не имеющих профессионального образования, — с профессиональной ориентации с целью выбора будущей профессии, направления профессионального образования или профессионального обучения, а также подбора подходящей образовательной организации с точки зрения доступности инфраструктуры, программ образования и др.

29. Для ранее работавших инвалидов, утративших работу в связи с состоянием здоровья, реализация мероприятий по профессиональной реабилитации специалистами органов службы занятости населения должна начинаться с оценки возможности возврата инвалида к прежнему виду трудовой и профессиональной деятельности (основной профессии, специальности) с измененными условиями труда и, при необходимости, оборудования (оснащения) рабочего места.

При невозможности работы инвалида по основной профессии необходимо проведение его профессиональной ориентации с целью подбора оптимальных видов труда с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности.

30. Для работающих лиц, признанных инвалидами, реализация мероприятий по профессиональной реабилитации специалистами органов службы занятости населения должна начинаться с оценки возможности сохранения инвалидом прежнего рабочего места.

При невозможности его сохранения необходим подбор максимально близкой по содержанию работы в условиях той же организации с измененными условиями труда и, при необходимости, на специально оборудованном (оснащенном) рабочем месте.

31. Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации должны соответствовать принципам активной занятости инвалидов.

32. При согласии инвалида на обращение к нему специалистов органов службы занятости населения в целях оказания ему содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места, отраженном в выписке из ИПРА инвалида, поступившей в орган исполнительной власти в сфере занятости населения, специалисты службы занятости должны провести анализ профессиональных и медико-социальных факторов для определения дальнейшей тактики по реализации мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида.

33. Обращение специалистов органов службы занятости населения к инвалиду с целью его рационального трудоустройства должно быть предметным и содержать перечень вакантных рабочих мест (в том числе специальных и квотированных), заранее подобранных в соответствии с профессиональными навыками конкретного инвалида, нарушениями функций его организма и ограничениями жизнедеятельности.

34. Для работающих лиц, признанных инвалидами, обращение специалистов органов службы занятости населения должно быть ориентировано на превентивный подбор инвалиду рекомендаций по производственной адаптации при активном взаимодействии с работодателем инвалида с целью предотвращения потери инвалидом рабочего места.

 


[1] Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

[2]   Федеральный закон № 181-ФЗ.

[3] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г.                № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее – приказ Минтруда России № 1024н).

[4] Приказ Минтруда России № 1024н.

[5] Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09».

Наши партнеры